Вторник, 14.05.2024, 18:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Существует ли перспективы у финансовой системы Казахстана
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Линк
LINKWMR

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сомнительное лидерство

Пенсионная система в нашей стране то и дело переживает новации. Насколько они эффективны и вообще целесообразны? Как учитываются при этом интересы тех, ради кого в общем-то и должны проводиться реформы? О состоянии пенсионной системы страны и ее болевых точках мы беседуем с Сергеем Смирновым, экономистом Института политических исследований.

- Недавно прозвучало предложение о повышении пенсионного возраста для женщин до 63-х лет. Принесет ли это, по вашей оценке, положительные результаты для экономики страны и бюджета, НПФ, пенсионных сбережений граждан?

- Повышение пенсионного возраста выгодно бюджету, поскольку НПФ покупают малодоходные государственные ценные бумаги - на них приходится около 36% вложений пенсионных активов. Также это выгодно и самим НПФ. К примеру, за 11 лет пенсионные выплаты составили 100,93 млрд. тенге, или 6,7% от накопленных 1,5 трлн. тенге. При этом начисленное комиссионное вознаграждение за это время составило 83,53 млрд. тенге, или 5,6%. Получается, что на содержание самой накопительной пенсионной системы ушло почти столько же, сколько было выплачено вкладчикам. НПФ могут не затруднять себя анализом котировок Центрального банка с целью поиска источников повышенного инвестиционного дохода - им достаточно обеспечивать свое благополучие увеличением суммы активов по обязательным пенсионным взносам.

А в проигрыше остаются вкладчики НПФ. Дело в том, что если западная пенсионная модель - это система гарантированных выплат, то казахстанская модель - это система гарантированных взносов. Так, на Западе у человека, регулярно и в течение всей его трудовой деятельности платящего взносы, 30% от накопленного при выходе на пенсию составляют сами взносы и 70% - инвестиционный доход. То есть он получает втрое больше, чем вложил. В Казахстане же ситуация совершенно иная. Например, несмотря на кризис, 10% отчислений от зарплат в фонды шли исправно, и на 1 февраля 2009 года их стало 1,44 трлн. тенге, а это 12 млрд. долларов. Но вследствие 25%-ной девальвации тенге они стали стоить... 10 млрд. долларов! При этом власти не соизволили обеспечить даже частичную компенсацию потерь вкладчиков НПФ. Кроме того, в пенсионной системе Казахстана не предусмотрена зависимость пенсионных выплат от суммы накоплений: даже если у пенсионера на счету будет 50 млн. тенге, больше максимальной пенсии - сейчас это около 40 тыс. тенге - он не получит. А ведь это накопления самого гражданина РК, и он вправе самостоятельно распоряжаться ими.

- Повысит ли увеличение пенсионного возраста для женщин конкуренцию среди них в сфере занятости, или же ситуация не изменится, поскольку эта мера станет отражением фактического положения на рынке труда?

- Авторы предложения, отметив, что в большинстве стран возраст выхода на пенсию одинаков для женщин и мужчин, объяснили такое решение тем, что многие продолжают работать, достигнув пенсионного возраста. Самое печальное то, что предложение по повышению пенсионного возраста выдвинуто в ходе представления проекта Национального плана действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы. У нас пытаются приблизиться к развитым странам по пенсионному возрасту, не улучшая условий жизни, игнорируя более чем печальную ситуацию с пенсионными выплатами. При величине прожиточного минимума в среднем на душу населения в 14 752 тенге минимальный размер пенсий на 1 октября 2010 года составляет 18 325 тенге, средний - 27 565 тенге, максимальный - 39 893 тенге. При этом 52% пенсионеров выживают на пенсию ниже средней. В то же время, например, в Германии среднемесячная пенсия составляет 984 евро, в Финляндии -1300 евро. У нас пенсионеры и пенсионерки работают не от нечего делать или от избытка здоровья, а вследствие элементарной нехватки денег на самое необходимое.

Увеличение пенсионного возраста не повысит занятости женщин: новых вакансий для них не появится, да и около 80% пенсионерок вынуждены сидеть с внуками, которых в детсады после их массовой и бездумной ликвидации в начале 1990-х годов невозможно устроить.

- В рамках пенсионной реформы конца 1990-х Казахстан первым в СНГ повысил пенсионный возраст до нынешнего уровня. Считается, что главной причиной стала нехватка средств в Пенсионном фонде страны. Испытывают ли сегодня НПФ проблемы с активами? Есть ли другие поводы для повышения пенсионного возраста, помимо увеличения средней продолжительности жизни?

- О каком увеличении средней продолжительности жизни в Казахстане можно говорить, если она у мужчин составляет 61 год при возрастном пороге выхода на пенсию в 63 года? Таким образом, получить пенсию по новым правилам у мужчин могут немногие «счастливчики». Продолжительность жизни женщин составляет пока 72 года. Но сегодня, к примеру, растет число женщин репродуктивного возраста, страдающих анемией, что понятно, не способствует увеличению продолжительности жизни. У нас в 50 лет люди зачастую уже выжаты как лимон. Наши чиновники никак не могут понять, что в сорок лет балерина танцевать уже не может, а ей на пенсию выходить как всем - в 58 лет (а в возможной перспективе и в 63)! Да и шахтер в 50 лет «рубать» уголек уже не в состоянии. А ведь в большинстве стран пенсионный возраст значительно ниже средней продолжительности жизни. Казахстан здесь оказывается чуть ли не впереди планеты всей. Более чем сомнительное лидерство.

Конечно, в отличие от прежней системы, родственники теперь могут наследовать накопительную часть пенсии умершего. Однако, не имея права единовременно получить эти деньги, наследники могут перевести их на свой счет, изъяв лишь разовую сумму на организацию похорон. Таким образом, налицо меркантильные интересы пенсионных фондов и государства.

- По прогнозам ООН, к 2050 году 25% жителей Казахстана будут составлять пожилые люди. Нуждается ли действующая пенсионная система в пересмотре, и стоит ли ожидать перемен в ближайшее время?

- Председатель Нацбанка Г.Марченко считает действующий подход к системе регулирования НПФ оправданным и не требующим кардинального изменения и реформирования. По его словам, проблема «рационального использования» (инвестирования) пенсионных активов заключается в нехватке на рынке ликвидных финансовых инструментов, обеспечивающих адекватную доходность, то есть в неразвитости фондового рынка страны. Таким образом, ожидать каких-то перемен в ближайшей перспективе не приходится. А ведь сегодня вне пенсионной системы находится около 3 млн. так называемых «самозанятых». При этом за прошедшее десятилетие пенсионная система не показала себя как сильный финансовый и социальный институт. Более того, инвестиционная политика НПФ зашла в тупик. Это, прежде всего, связано с тем, что накопленные в НПФ ресурсы не могут быть использованы в требующей инвестиций отечественной экономике из-за отсутствия эффективных финансовых инструментов, хронического превышения спроса над предложением на негосударственные ценные бумаги, несовершенства законодательной базы.

Повышение установленной 10%-ной ставки обязательных страховых взносов от начисленных работнику сумм проблем пенсионной системы не решит. Необходимо повышать жизненный уровень и, соответственно, доходы населения. Тем более что пока в Казахстане процент населения старше 65 лет невелик - всего около 7% от общей численности жителей страны, тогда как в Белоруссии - 14%, России - 13%, Франции - 17%, Германии и Италии - 20%. Необходимо создать систему финансовой и социальной защиты вкладчиков, поскольку сформированная в стране пенсионная система не обеспечивает достойного уровня старости: пенсии хватает лишь на оплату коммунальных счетов, да на более чем скудное питание.

Вероника Лим

Категория: Мои статьи | Добавил: altay_muratov (29.11.2010)
Просмотров: 554 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: